Русский язык. 10-11 классы. Нормы речи. Учебное пособие Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева

Материалы пособия помогут учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания по всем разделам науки о языке, но и оценить свой уровень подготовки к предстоящему экзамену.

Предлагаемое учебное пособие обеспечит максимальную эффективность подготовки к выполнению самой сложной части экзамена - 2 В. Данное пособие поможет приобрести практические навыки выполнения заданий части В и в минимальные сроки ликвидировать Выполнение заданий части В. Задания части 2 В экзаменационной работы квалифицированы как задания высокого уровня сложности.

Цель пособия - помочь выпускникам быстро и качественно подготовиться к выполнению заданий части 2 В ЕГЭ по русскому языку. Разделы пособия соответствуют плану экзаменационной работы В пособии подробно объяснено, как написать комментарий к проблеме текста и не сбиться на пересказ, как сделать так, чтобы доводы и аргументация собственного мнения не только соответствовали по смыслу тезису, но и развивали его.

Интересные тексты и задания к ним, Пособие содержит разноуровневые варианты экзаменационных заданий с подробным методическим комментарием их выполнения. В сборнике вы найдете возможные алгоритмы действий, увидите простые пути решения заданий, обратите внимание на экзаменационные "ловушки". Задания пособия позволят приобрести навыки Предлагаемое пособие поможет выпускникам подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку. Книга содержит необходимый теоретический материал, тематические тестовые задания по всем проверяемым элементам содержания, а также типовые тестовые задания, созданные по аналогии с заданиями ЕГЭ.

Выполнение заданий части А. Пособие содержит подробный методический комментарий к заданиям части А Единого государственного экзамена по русскому языку, а также варианты тестовых заданий, максимально приближенных к экзаменационным. Сборник предназначен для подготовки к ЕГЭ и рассчитан на старшеклассников, учителей Пособие для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку содержит: Пособие подготовлено в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего и среднего полного общего образования по русскому языку, содержит весь материал, необходимый школьнику для самостоятельной подготовки к ЕГЭ: Теоретические сведения и языковой анализ.

Соотношение звуков и букв. Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков. Правописание гласных после шипящих и ц. Буква ь при обозначении мягкости Теоретические сведения и языковой анализ Текст как речевое произведение. Текст и его основные признаки. Средства и способы связи предложений в тексте. Типы и стили речи. Средства выразительности в тексте. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту Данное пособие адресовано тем учащимся классов и абитуриентам, которые хотят не просто сдать ЕГЭ по русскому языку, но и получить на экзамене высокие баллы, позволяющие поступить в престижные ВУЗы страны.

Выгодно отличает книгу от аналогичных изданий то, что учащийся, выполнив диагностический тест, может самостоятельно определить свой Скан dpi, нет текстового слоя. Единый государственный экзамен ЕГЭ — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах, лицеях и гимназиях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и В данном пособии по русскому языку, предназначенном для учащихся классов Заочной школы МИФИ, систематизированы основные правила орфографии и пунктуации, разработаны сложные проблемы правописания.

Теоретический материал дополнительной части пособия ориентирован на вопросы и задания единого государственного экзамена по русскому языку. Практикум содержит упражнения по отработке умений и навыков владения нормами культурной речи, а именно: В него включены задания по всем видам разбора слов, словосочетаний и предложений.

Все разделы пособия предваряются теоретическим материалом, данным в краткой и доступной форме. Количество заданий в каждой теме варьируется в зависимости от сложности материала. Пособие адресовано школьникам и абитуриентам, готовящимся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку. Оно обеспечивает методическое сопровождение дистанционного курса, разработанного в Рязанском государственном университете имени С. Содержит тестовые материалы, аналогичные Пособие представляет собой руководство по выполнению тестовых заданий по всем частям Единого государственного экзамена по русскому языку.

Даны теоретические сведения по трудным темам языкознания с тренировочными заданиями, практические рекомендации по написанию сочинения -рецензии. Представлены тренировочные тексты с Цель пособия — подготовить учащихся подготовительных курсов технического вуза к сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку: Данная книга состоит из двух разделов.

Первый раздел "Учебно-тренировочные тесты" содержит 25 текстов, составленных в соответствии с кодификатором Министерства образования РФ. Во второй раздел "Подготовка к выполнению задания части 3 С " включены следующие материалы: Инструкция по выполнению задания С Тесты, включенные в настоящее пособие, предназначены для подготовки к ЕГЭ по русскому языку года.

В книгу включены 10 типовых вариантов, состоящих из заданий типа А, Б и С, ответы к заданиям, бланки для записи ответов, а также инструкции по выполнению заданий и материалы, рассматривающие особенности проведения ЕГЭ по Пособие поможет учащимся х классов подготовиться к успешному выполнению 2-й части задания единого государственного экзамена по русскому языку.

Тренировочный материал по анализу стихотворений на уроках русского языка и литературы. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе. Тестовая форма выполнения заданий.

Задания, предлагаемые одиннадцатиклассникам, не претендуют на полный анализ поэтических текстов, на проникновение в глубинный смысл стихотворений. Но всегда приятно, когда на Пособие адресовано учащимся средней школы для интенсивной подготовки к ЕГЭ по русскому языку Каждый раздел предваряется теоретическим материалом, данным в краткой и доступной форме, и включает словарь трудных слов и выражений.

В конце книги даны ответы. Донской государственный технический университет, Основные задачи пособия — восстановить, закрепить и усовершенствовать орфографические навыки, полученные в школе, повысить общую речевую культуру, сформировать умения и навыки, необходимые для успешной сдачи экзамена по русскому языку. В данной работе даются сведения об основных Учебное пособие включает в себя теоретические сведения и учебно-тренировочные материалы по пунктуации. Адресовано старшеклассникам и абитуриентам для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Тире между подлежащим и сказуемым Пунктуация в простом и сложносочиненном предложениях Обособление Основные сведения о фонетике, лексике, грамматике, языковых нормах и языковых средствах выразительности, подробный анализ разных типов заданий, методические приемы формирования необходимых знаний и умений, разбор типичных ошибок, тренировочные типовые задания и ответы с комментариями.

ЕГЭ Русский язык 10 класс Сенина. Является книга Русский язык. Русский язык Подготовка к ЕГЭ Готовимся к ЕГЭ Сенина. Кроме того, впервые в книгу включены ответы к части С модели. И подготовиться к ЕГЭ. Методический комплекс Русский язык. Демоверсии на год Сенина. А сенина русский язык подготовка к ЕГЭ Тематические тесты Отличник ЕГЭ. Ответы тесты по русскому. Теги ЕГЭ, Сенина, русский. Подготовка к ЕГЭ Сенина. Учебное пособие Русский язык.

Наш сайт Фоксфорд ранее ЕГЭ это онлайншкола для учеников классов. Весь комплекс материалов для подготовки к ЕГЭ тесты. Тематические тесты Русский язык. Ключи и ответы Пожалуйста! Мои альбомы Сенина русский язык. На курсах школьники могут. Автор Сенина, Гармаш, Диденко. Тесты апробированы в девятых классах.

Если существительное мужского рода, обозначающее профессию или род занятий, называет лицо женского пола, то глагол-сказуемое согласуется с ним в ж. К вариативным формам исторического характера или влияниям разговорной речи, просторечья и диалектных особенностей относятся: Равноправных вариантов немного, не нарушая норм литературного языка, можно сказать, например: У несклоняемых то есть не изменяющихся по родам и числам имен существительных, заимствованных из других языков, возникает вопрос об их соотнесенности.

Одушевленные несклоняемые имена существительные будут женского рода , если указывают на лиц женского пола и несклоняемые женские собственные имена: Неодушевленные несклоняемые имена существительные относят ксреднему роду: Также среди неодушевленных несклоняемых существительных встречаются слова, родовое понятие которых складывается под влиянием обозначаемого рода ж.

Если у собственных географических объектов конечный гласный, то их следует относить к среднему роду: Отдельный пласт имен существительных занимают аббревиатуры от лат. Согласно правилу, род аббревиатур определяется по стрежневому слову, которое грамматически главное.

Свой ИНН можно получить в налоговой инспекции идентификационный номер налогоплательщика, м. РАМН сообщила об изобретении новой вакцины Российская академия медицинских наук, ж. Полезная информация Спецвыпуски Как опубликовать статью Оплата и скидки Вопрос — ответ Отзывы и защиты наших авторов. Научный журнал Международные конференции Тематические журналы Издание книг. Категория рода имени существительного. Ширяева Светлана Николаевна Рубрика: Скачать электронную версию Скачать Часть 6 pdf.

Свершения и кануны: О поэтике русской советской лирики 1930-1970-х годов А. Македонов

В романе-хронике "Кануны" известный советский писатель, лауреат Государственной премиии СССР Василий Белов воссоздает жизнь и быт северной деревни накануне коллективизации и в период ее проведения. Купить за руб на Озоне. Выходец из крестьянской среды русского Севера, учился в деревенской школе, окончив которую, сменил ряд профессий: В — служил в армии. После демобилизации начал пробовать себя на литературном поприще, выступал с рассказами, очерками, стихами в провинциальных газетах.

В окончил Литературный институт им. Василий Белов Другие книги схожей тематики: Белов Кануны "Кануны" Василия Белова - первая книга задуманного автором многопланового повествования.

В этой книге писатель дает полотно жизни и быта доколхозной северной деревни, конца х годов — Современник, формат: Художник современности, он обращается и к прошлому родной земли.

Библиотека российского романа Подробнее Задача выявления языковых особенностей организации единства лирического цикла ранее лишь спорадически попадала в поле зрения ахматоведов. Цель работы — изучение языковых уровней циклической организации текста; истолкование языковой репрезентации циклообразующих как идиостилевой константы творчества А. Объектом исследования являются поэтические тексты А.

Ахматовой, в частности тексты лирических циклов. Предметом исследования стали принципы циклической организации текста и их языковая репрезентация.

Методологическую и теоретическую базу работы составили лингвостилистический и эстетический В. Одинцов , структурно-семиотический А. Степанов и семантический Ю. Арутюнова подходы к изучению художественного текста. В работе применяется совокупность различных методов исследования: Научная новизна работы заключается в целостном подходе к исследованию идиостиля А.

Ахматовой с точки зрения проблемы лирического цикла. Художественный текст рассматривается сквозь призму авторских речевых приемов, позволяющих выделить циклообразующие возможности языковых единиц, а также средства лингвистической объективации основных циклообразующих. Теоретическая значимость исследования обусловлена дальнейшим развитием проблемы циклической организации текста. Анализ внутрицикловых связей через систему языка позволил расширить представления о составе циклообразующих элементов как важнейших составляющих авторской картины мира великого художника слова XX в.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы теоретически — в дальнейшем осмыслении теории текста и его жанровой характеристики, практически - в курсах стилистики и филологического анализа текста; в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных словоупотреблению писателей и поэтов; в разделе курса истории русской литературы, посвященном творчеству Анны Ахматовой; в курсе литературоведения при изучении лирических жанров.

Материалом для исследования послужили лирические циклы в сборниках стихотворений А. Ахматовой, в частности М. Сктгов, выделяют 47 циклов в ранних книгах - 14, в период зрелого творчества — 12, в поздний период - В настоящей работе рассмотрено 25 циклов, в состав которых входит стихотворений см.

Выбор материала определялся, в первую очередь, хронолого-тематическим принципом. Не последнюю роль сыграл и субъективный фактор глубинного погружения в творчество Ахматовой. Каждая глава практической части диссертации представляет собой анализ одного из периодов творчества А.

Ахматовой раннего, зрелого или позднего. Каждый период в свою очередь охватывает центральные темы лирики Ахматовой: Данный принцип подачи материала позволил проследить эволюцию творчества поэта, в частности эволюцию циклообразования. Лирический цикл - это художественная система, целостность, значение которой возникает из взаимодействия произведений, ее составляющих. Связь между частями цикла поддерживают циклообразующие элементы. Циклообразующие составляющие реализуются в идейно-содержательной плоскости через систему художественных средств языка, выполняющих эстетическую функцию.

Логике циклической структуры подчиняются тематический уровень цикла, его субъектная организация, пространственно-временной уровень, композиция, а также все уровни языка: Лирический цикл - это идиостилевая константа поэтики А. Ахматовой позволяющая воссоздавать целостную картину авторской концепции мира.

Степень циклической организации текста в разных сборниках стихов неоднородна: Основное содержание работы отражено в 6 публикациях, в том числе 1 статья — в Вестнике Костромского государственного университета им.

Некрасова , рекомендованном ВАК. Структура диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка литературы, включающего наименования. Общий объем диссертационного исследования составляет страниц печатного текста, 6 страниц Приложения. Таким образом, лирический цикл - это идиостилевая константа поздней лирики Анны Ахматовой.

Первое, что объединяет стихотворения в целостность, это заглавие, в котором заключается основная тема произведения или углубляется ее интерпретация. Следующим циклообразующим элементом поздней лирики А. Ахматовой является тематическое единство стихотворений. В лирике данного периода ярко выделются две основные темы: Ахматовой, обусловлена биографическими факторами и обогащается новым эстетическим значением: Тема поэта и поэзии реализуется через сквозные мотивы и образы: Тема любви раскрывается через центральный мотив памяти, сфокусированный в образе шиповника, символизирующем бессмертие любви и поэтическое бессмертие.

Герои разлучены, но общаются по каналу памяти. Память оживляет картины прошлого, его детали и подробности, которые заполняют пространство. Счастье в любви возможно и после смерти. Пространственный уровень циклов позднего творчества А. Ахматоврй решается в зависимости от темы. В циклах о любви пространство расширяется, как наполняется любовью душа героев.

Finding libraries that hold this item You may have already requested this item. Please select Ok if you would like to proceed with this request anyway. Your Web browser is not enabled for JavaScript. Some features of WorldCat will not be available. Create lists, bibliographies and reviews: Search WorldCat Find items in libraries near you. Advanced Search Find a Library.

Your list has reached the maximum number of items. Please create a new list with a new name; move some items to a new or existing list; or delete some items. Как правило, новая историко-литературная фаза начинается с активизации лирики. Но Слуцкий в большей степени имел влияние в профессиональной поэтической среде.

Ахмадулиной , с Есениным и комсомольской поэзией х годов. Что ж это вы? И когда поэт лихо уподобил земной шар арбузу: И голосом ломавшимся моим ломавшееся время закричало. И время было мной, и я был им, и что за важность, кто кем был сначала.

Я не знаток в машинах и колосьях, но ведь и я народ, и я прошу, чтоб знали и рабочий и колхозник, как я тревожусь, мучаюсь, дышу. Россия, любимая, с этим не шутят. Все боли твои — меня болью пронзили.

Россия, я — твой капиллярный сосудик, мне больно когда — тебе больно, Россия. Читаем в одном из ранних стихотворений Евтушенко: Я разный — я натруженный и праздный.

Я целе- и нецелесообразный. Я весь несовместимый, неудобный, застенчивый и наглый, злой и добрый. Я так люблю, чтоб все перемежалось! И столько всякого во мне перемешалось — От запада и до востока, от зависти и до восторга!

Устав Русского библиологического общества Коллектив авторов

Был обер-прокурором Сената, статс-секретарем императора, занимал высокий пост в Государственном совете. Его дом был известен всему Петербургу, здесь собиралась интеллектуальная элита. Оленин стал первым директором Императорской Публичной библиотеки. Тогда в ней работали преимущественно люди, знающие польский или французский языки.

Оленин набирает в штат новых людей, которые, по его мнению, способны сформировать и обслуживать национальную библиотеку России. Это поэт и переводчик Н. Востоков и другие ведущие деятели культуры того времени. Одной из важнейших задач библиотеки он считал собирание всех русских печатных книг; в библиотеке было создано специальное Русское отделение, этим подчеркивался ее национальный характер. По мнению Оленина библиотека предназначена прежде всего для просвещения, для собирания и предоставления россиянам высоких образцов науки, литературы, искусства, для нравственного воспитания юношества.

В соответствии с этим он формировал фонды и организовывал обслуживание. Подчеркивалась публичность библиотеки, доступность ее для представителей всех слоев общества. Не одобрялась, а порой и запрещалась выдача материалов, которые Оленин и его помощники считали опасными и не нужными для широкой публики по политическим причинам или с нравственной точки зрения ; однако приобретать и хранить такие материалы библиотека была должна.

Важное значение он придавал удобству, комфортности обслуживания. Требования Оленина к знаниям и умениям библиотекаря как активного участника формирования отечественной культуры были исключительно высоки.

Все серьезные дела обычно обсуждались на общих собраниях сотрудников. Его энергия, инициатива, высокая репутация содействовали формированию образа библиотеки как ведущего научного и культурного центра России. Биографических сведений о Сопикове сохранилось мало.

Совсем беден ими ранний период его биографии. Известно, что в юные годы он был приказчиком в московских и петербургских книжных лавках, торговал книгами в Костроме. Всю жизнь Сопиков собирал и описывал книги, они стали смыслом его жизни.

Есть некоторые сведения, что А. Увлечённость Сопикова библиографическими трудами, стремление к самообразованию, огромное трудолюбие снискали ему покровительство директора Петербургской публичной библиотеки, историка и археолога А. В своём письме в Министерство народного просвещения Оленин так характеризовал Сопикова: Ему было поручено совместно с И. Крыловым, работавшим библиотекарем, привести в порядок фонд русской и славянской книги и составить первый каталог библиотеки.

Его обязанностью было приведение в должный порядок книг на русском и церковно-славянском языках. В этой должности Сопиков оставался до конца своей жизни. Сопиков пользовался в библиотеке огромным авторитетом. Все эти ценности были отправлены под его руководством на специальном бриге под военной охраной из Петербурга.

Предполагалось, что храниться они будут в Петрозаводске, но в связи с погодными условиями путешествие оказалось весьма трудным.

Василию Степановичу пришлось остановиться в Олонецкой губернии, в деревне Устланке на реке Свирь. Груз через Ладожское озеро был перевезён в район Лодейного Поля и хранился там до освобождения России от французов. Ещё в г. Но основная работа пришлась на годы после Мысль о необходимости составления подобного труда, очевидно, подсказала ему практика работы книготорговца.

С другой стороны, определённую роль сыграло близкое знакомство его с выдающимися писателями и учёными того времени, особенно с митрополитом Евгением Болховитиновым , образованнейшим человеком, автором многих трудов по русской истории, археологии, истории Церкви. Составителю пришлось столкнуться с огромными сложностями при разыскании сведений о книгах, поскольку библиотек, хранящих достаточно полные коллекции книг на русском языке, тогда не существовало.

К тому же, Сопикову пришлось впервые решать многие задачи, связанные с методикой составления своего указателя, так как теория библиографии в то время только начинала разрабатываться. Сопикову не удалось довести до конца главную работу своей жизни.

Это первый в России библиографический указатель, сочетающий полноту материала с рекомендательностью. Заглавия книг, которые составитель считал лучшими, выделены особым шрифтом, снабжены подробными аннотациями а иногда и выписками , указанием на рецензии. В книге также представлены взгляды Сопикова и других известных в то время деятелей науки и просвещения на теорию и методику библиографической деятельности. В последние годы жизни Сопиков тяжело болел и вынужден был уйти со службы в Публичной библиотеке.

Своей семьи он не имел, все силы и время отдавая любимой работе. К сожалению, до сих пор неизвестно, существует ли портрет Сопикова. Имеется лишь его словесный портрет: Новиков, отправлен в сибирскую ссылку А. Пользуясь своим даром остроумного и приятного собеседника, умелого рассказчика, он подолгу гостит у близких и дальних знакомых. Гибкий ум, математические способности позволяют ему выигрывать достаточно большие суммы в карты. Однажды он даже стал подследственным по делу профессиональных карточных игроков.

Крылов прекращает кочевую жизнь, поступает на службу, пишет и публикует свои первые басни. Олениным, будущим директором Императорской Публичной библиотеки. Эту многолетнюю дружбу прервала только смерть они умерли очень скоро друг за другом. Оленин был покровителем Крылова, постоянно ходатайствовал перед властями о предоставлении ему материальной помощи, повышении его в чинах, об издании его книг. В доме Оленина писатель находил постоянную заботу и внимание всех членов семьи.

Крылов поступает работать в Императорскую Публичную библиотеку. Это кардинально изменило его образ жизни. В этот период основной задачей библиотеки было именно создание фонда книг на русском языке, и Крылов активно этим занимался.

Благодаря его связям с издателями и книгопродавцами книги часто покупались за полцены или дарились библиотеке. Участвуя в коллективных обсуждениях проблем создания библиотечных каталогов, Крылов настаивал: Он считал, что быстрота и эффективность поиска не должна зависеть от опытности библиотекаря, что правильная организация каталога и фонда позволит успешно работать и новичку.

Он занимался и непосредственно выдачей книг, но к старости это стало для него тяжело. Современники утверждают, что зачастую вторую половину дня он проводил лежа на диване который стоял в читальном зале , а приходившим посетителям указывал на приготовленные для них книги или на шкаф и просил брать, что им нужно.

О Крылове вообще существует множество рассказов и анекдотов. Мемуаристы изображают его как высокого и тучного человека, очень ленивого, всегда растрепанного и неряшливо одетого. По одной из легенд, однажды, собираясь на придворный маскарад, Крылов спросил у жены и дочерей Оленина, как ему одеться.

Основная часть басен Крылова была написана в годы его библиотечной работы. Оленин воспринимал и представлял начальству творчество Крылова как часть деятельности библиотеки, принимал участие в публикации басен.

Книги быстро раскупались, Крылов стал одной из самых заметных фигур в мире русской литературы, а с середины х гг. Хоронили Крылова и первые сановники государства, и интеллигенция, и простолюдины. Вскоре была объявлена подписка на памятник, в сборе денег участвовала вся Россия. И памятник Крылову, изображающий его в окружении персонажей его басен, был поставлен в Летнем саду, где находится и сейчас.

Он родился 16 марта г. Был внебрачным сыном барона Х. Остен-Сакена и при рождении получил фамилию Остенек. Родным его языком был немецкий, но уже семи лет он знал по-русски.

Учился в сухопутном шляхетском кадетском корпусе в Петербурге, но из-за сильного заикания его пришлось перевести в Академию художеств. По совету президента Академии А. Литературный псевдоним стал его новой официальной фамилией. Тогда же он начал изучать славянские языки, памятники древнеславянской письменности.

Востоков стал помощником хранителя, а в г. Работа в Публичной библиотеке, в Депо манускриптов, в Румянцевском музее была в русле его научных интересов, она предоставляла Востокову широкие возможности для изучения рукописных памятников. Он привел в строгий порядок богатое собрание рукописей Публичной библиотеки, пребывавшее до него в величайшем расстройстве, и обнаружил там такие сокровища, о которых никто даже не догадывался.

По предложению Румянцева Востоков занялся составлением каталога славянских рукописей; тщательная и скрупулёзная работа заняла целых десять лет. Востоков работал над учебником русского языка. Для оценки и страхования рукописей он разделил их на 4 разряда. Весь фонд Депо манускриптов был оценён им в миллион рублей. Как и все сотрудники, Востоков круглосуточно дежурил, обслуживал читателей, принимал участие в экспертизе рукописей, Директор библиотеки А.

Оленин советовался с ним по поводу приобретении книг. За этот труд учёный был награжден Демидовской премией. После почти 29 лет службы действительный статский советник А. Востоков был уволен и из Публичной библиотеки, и из Румянцевского музея. Причиной явилась крайняя доверчивость Востокова.

Он выдавал некоторым учёным книги на дом, допускал в хранилище рукописей, позволяя им бесконтрольно заниматься там самостоятельно. Узнав об этом, директор библиотеки А. Конечно, в Министерстве понимали, что злого умысла у Востокова не было, утрата получилась по его доверчивости да ещё из-за ранее заведённого порядка, когда сам граф Румянцев легко отдавал знакомым учёным для работы свои книги и рукописи.

Тем не менее, увольнение состоялось. Востоков тут же возместил потерю собственными книгами отдал 5 старопечатных русских и иностранных. Александр Христофорович Востоков скончался в Петербурге 8 20 февраля г.

Он похоронен на Волковом кладбище. На могиле установили памятник в виде стелы из черного гранита. Надгробие Востокова до сих пор не восстановлено. Когда мальчику было девять лет, семья переехала в Казань. Карьера Лобачевского развивалась стремительно. Лобачевский стал ординарным профессором. Однако обстановка в Университете в эти годы была достаточно тяжелой. Попечителем Казанского учебного округа он назначил самого Магницкого.

Была установлена тщательная слежка за содержанием лекций и студенческих записок и введен суровый казарменный режим для студентов.

Начинаются столкновения с попечителем. Лобачевский, по словам Магницкого, проявляет дерзость, нарушает инструкции, за ним устанавливают особый надзор. Однако он не прекращает напряженной творческой деятельности, преподает математику, физику астрономию и геодезию, заведует физическим кабинетом и обсерваторией, работает деканом физико-математического отделения, председательствует в строительном комитете, занятом постройкой главного университетского корпуса. Колоссальный труд вкладывает он в упорядочивание библиотеки, директором которой к тому времени является, и в расширение ее физико-математической части.

Творческие искания Лобачевского завершаются гениальным открытием. Разрывая оковы тысячелетних традиций, он приходит к созданию новой геометрии. Однако ответа от коллег не последовало, а сама рукопись вскоре была утеряна.

Гений всегда опережает своё время. Но в конце х гг. Лобачевский оказался в очень сложном положении. Его не понимали и даже осуждали лучшие математики того времени, коллеги давали насмешливые, а порой оскорбительные отзывы о его работе. Это было настоящее испытание характера ученого. Лобачевский с честью его выдержал. За первой большой статьей последовали новые работы на ту же тему.

Новый попечитель Казанского учебного округа М. Мусин-Пушкин сумел оценить кипучую деятельную натуру Лобачевского. Лобачевский стремился претворить в жизнь свою широкую передовую программу университетского образования. Он энергично и компетентно занимался буквально всем: Многие годы одновременно с ректорством он возглавлял университетскую библиотеку. Понимая, какую важную роль в образовании она играет, Лобачевский ездил в Петербург, чтобы лично отбирать и закупать книги.

Как руководитель библиотеки и самого университета он добился реорганизации системы комплектования, уделяя особое внимание сохранности фондов и строительству нового здания библиотеки. Он добился и того, что библиотека обслуживала широкие круги посторонних читателей, то есть фактически была публичной. Такими же публичными стали и музеи университета, было организовано чтение научно-популярных лекций для населения.

Многолетние плодотворные труды Лобачевского не были оценены правительством и государством. Лобачевский оказался фактически отстраненным от работы в университете. Но и лишенный зрения, Лобачевский не переставал приходить на экзамены, на торжественные собрания, присутствовал на ученых диспутах и не прекращал научных трудов.

Здесь едва ли не ежедневно встречались и обсуждали вопросы общественной и литературной жизни страны многие видные литераторы и книголюбы того времени; сюда приходили Пушкин, Крылов, Жуковский, Вяземский, Гоголь, Одоевский, Языков и многие другие.

В большом зале перед массивными шкафами, заполненными красивыми фолиантами, накрыли обеденный стол. Собралось около ста гостей.

Ко второму выпуску альманаха был приложен лист, изображающий интерьер библиотеки. Здесь мы видим Пушкина, Вяземского с книгой в руке, самого Смирдина за конторкой и приказчиков магазина.

Книги издавались достаточно большими тиражами, что позволяло Смирдину снижать цены на издания книг и журналов. Он впервые ввёл постоянную полистную оплату авторского труда, выплачивая знаменитым писателям в частности, Пушкину огромные гонорары. Это способствовало профессионализации писательского труда в России.

Многие писатели, которым по-своему он покровительствовал, охотно за некоторую плату пользовались его библиотекой, располагавшей всеми модными новинками, а также и предоставляли в пользование других читателей свои книги. В него вошли библиотека В. Плавильщикова, а также собрание книг о театре его брата П. Плавильщикова, известного писателя и актера. Он был вынужден продать сначала типографию, потом библиотеку, он сокращал и прекращал книжную торговлю, однако продолжал издание произведений русских писателей.

Смирдина пошатнулись, он был вынужден продать библиотеку. Окончательно разорившись, он оставил и издательское дело. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге. Значительная часть смирдинских книг была приобретена Пражской Славянской библиотекой. Часть коллекции хранится в Государственной публичной исторической библиотеке. Происходил он из старинного дворянского рода; его отец и дед со стороны отца занимали важные государственные и общественные посты.

Пользуясь большой семейной библиотекой, Александр Дмитриевич получил прекрасное домашнее образование; с детства он интересовался историей России. В 19 лет Чертков поступил на службу в Департамент министерства внутренних дел в Петербурге, но вскоре перешёл на военную службу в лейб-гвардии конный полк.

Во время Отечественной войны г. Анны 4-го класса и прусский железный крест. По возвращении в Россию он живёт в Москве, но в г. Вскоре он становится московским губернским предводителем дворянства. В России и во время заграничных поездок Александр Дмитриевич постоянно покупал книги.

Материалы приходили из Европы до последних дней его жизни. Свободно владея французским, немецким, латинским и итальянским языками, Чертков находил в греческих, римских и византийских источниках забытые имена и дела славян; эти изыскания представлены во многих его трудах. Полное описание библиотеки была сделано самим Чертковым, и в г. Всего в обоих томах насчитывалось книг. Свой каталог Александр Дмитриевич составил с соблюдением всех правил библиографического описания того времени. Это издание, по отзывам специалистов, и по сей день не утратило своей ценности.

Особняк Черткова стал своеобразным центром культурной и научной жизни Москвы. Чертков может считаться также основателем русской нумизматики как науки. Александр Дмитриевич Чертков умер в Москве 10 22 ноября г. Выполняя волю отца, он открыл здесь бесплатную частную библиотеку, первую подобного рода в России. Библиотека была организована по способу, принятому в библиотеках Британского музея, снабжена каталогами и открыта три дня в неделю для учёных, литераторов и любителей просвещения.

К библиотеке примыкало книжное собрание зятя Черткова, князя А. Голицына, размещённое в том же помещении. Чертков принял решение о продаже московского особняка. Книжное собрание он пожертвовал Москве. Московская городская публичная Чертковская библиотека находилась в ведении Московской городской думы и помещалась в Румянцевском музее в Доме Пашкова.

Черткова книги и коллекции были переданы в Российский императорский исторический музей. Впоследствии Чертковская библиотека составила основу книжных фондов Государственной публичной исторической библиотеки. Рукописи русских писателей, собранные Чертковым, были переданы в Государственный литературный музей. Американский наследник Чертковых, Николай Сергеевич Чертков, создавший Чертковский культурный фонд, предложил правительству России проект, предполагающий восстановление дома Чертковых и библиотеки в нём.

Его борьба за воплощение этого проекта в жизнь ведётся с конца х годов. Модест Андреевич Корф родился в г. Он учился в Царскосельском лицее вместе с А. Корф работает под руководством выдающегося российского государственного деятеля, реформатора-правоведа М. Сделал крупную государственную карьеру, достиг высоких чинов и званий, имел несколько важнейших орденов. С по гг Корф был директором Императорской публичной библиотеки.

Вступив в управление библиотекой, он произвел ряд преобразований, сделав это учреждение одним из лучших не только в России, но и в Европе. В европейских странах библиотеками тогда пользовались, в основном, ученые и специалисты. В то время, кстати, она была единственной бесплатной библиотекой в Петербурге, открытой для всех желающих, кроме учеников средних учебных заведений, нижних военных чинов и слуг в ливреях.

Читательский билет выдавался на год. Количество посетителей стало возрастать тысячами. Ходить в библиотеку сделалось даже модно. Были выработаны правила каталогизации, установлена система каталогов. Корф первым стал систематично формировать фонд, руководствуясь принципами научности и полноты. Впервые специально выделялись средства на покупку книг. Библиотека регулярно получала от императора пособия на приобретение книг и книжных коллекций.

Ей передавались также коллекции других организаций и частных лиц. Огромный размах приобрели дары. Корф учредил звание почетных членов и почетных корреспондентов, которые содействовали пополнению библиотеки редкими книгами. Он также не жалел усилий, чтобы превратить Публичную библиотеку из малоизвестной и малопосещаемой в привлекательную и интересную для многих. В залах были открыты разнообразные выставки редкостей. В газетах и журналах регулярно публиковалась информация о новых поступлениях, о всех нововведениях, о выставках.

Корф заботился и о внешнем облике библиотеки, о комфорте для посетителей. Залы библиотеки были отремонтированы. Вместо голландских печей в книгохранилищах были устроены пневматические печи в подвалах, заказана красивая новая мебель, установлены новые высокие стеллажи с приступками и поручнями так что отпала необходимость в переносных лестницах. Полы покрыты паркетом, в залах появились портреты, бюсты, гипсовые статуи, ковры.

Будучи государственным чиновником, Корф был чрезвычайно занятым человеком, он мог неделями не бывать в библиотеке, и лишь записками отдавал распоряжения своему помощнику. Сам талантливый организатор, он окружал себя не менее а в чем-то и более талантливыми и инициативными помощниками, внимательно прислушивался к их советам, всячески поощряя их. В конце г. Корф оставил пост директора, но связь его с Публичной библиотекой не прерывалась до конца жизни.

Он был ее почетным членом, постоянно дарил ей рукописи, эстампы и т. В году Корф вышел в отставку, при этом ему был пожалован титул графа. Окончив Московский Университетский благородный пансион, молодой человек погрузился в науки, в литературные и философские занятия. В году Одоевский переезжает в Петербург.

Все последующие десятилетия имя его широко известно, он находится в самом центре литературной и культурной жизни России. Сам он выступает как философ, прозаик, литературный и музыкальный критик. Как государственный чиновник и общественный деятель Одоевский активно занимался просвещением народа.

Он стал также одним из основателей Общества посещения бедных и в течение нескольких десятилетий играл видную роль в развитии российской благотворительности. Корфа и заведующим Румянцевским музеем, хранителем его ценностей, впоследствии положенных в основу Российской государственной библиотеки.

Исходя из убеждения, что Публичная библиотека должна содействовать развитию в России науки, промышленности, торговли, Одоевский настаивал на покупке иностранных книг по физике, химии, математике, медицине, инженерному делу. Как и многие сотрудники, он дарил библиотеке свои книги и рукописи, в частности, передал письма к нему Пушкина, Гоголя, Глинки. Корф так оценивал деятельность своего помощника: Заметный след оставил он и в организации библиотечного дела.

Окончив в г. Его студенческие годы совпали с Отечественной войной г. Этот год был счастливым в жизни Бэра: Бэр живёт в Петербурге, являясь членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Карл Бэр, кроме своей основной деятельности в Академии, проявил желание заняться её библиотекой. Он был назначен директором Иностранного отделения академической библиотеки и пробыл на этом посту вплоть до выхода в отставку в г.

Под его руководством была проведена большая работа по организации обслуживания читателей, раскрытию фондов, упорядочению учёта выданной литературы, проведения проверок. Бэр выступил с идеей создать систематический каталог. Он стремился разработать такую книжную классификацию, которая соответствовала бы научной систематике знаний, то есть классификацию самих объектов, изучаемых науками. В классификации Бэра отсутствуют рубрики ненаучного характера, которые имелись в предшествовавших системах.

Система имеет 21 раздел и более мелкие подразделения. На первое место он поставил Библиографию и общую историю литературы. Бэр ввел группировку наук, не применявшуюся ранее, например, последовательность естественных наук. Таким образом, фонды академической библиотеки стали формироваться и расставляться в соответствии с уровнем развития точных естественных и гуманитарных наук.

В соответствии с этой схемой все иностранные книги и журналы шифровались и расставлялись вплоть до г. Бэр рассматривал библиотеки как более важное явление культуры, чем университеты. Бэр вышел в отставку, при этом был избран почетным членом Академии. Император пожаловал юбиляру пожизненную ежегодную пенсию в 3 тысячи рублей, а при Академии наук была учреждена Бэровская премия за выдающиеся исследования по естественным наукам.

В честь Карла Бэра, в юбилей его летия научной деятельности, была выбита бронзовая медаль. После юбилея Бэр посчитал свою петербургскую карьеру окончательно завершенной и принял решение перебраться в Дерпт. К этому времени жена Бэра умерла, единственная дочь Мария вышла замуж, а из шести сыновей остались в живых лишь трое. Умер Бэр 16 ноября г.

На погребении, на Иоанновском кладбище в Тарту, присутствовали все профессора и студенты Дерптского университета. Через 10 лет на народные деньги был открыт памятник великому ученому работы скульптора Опекушина. Его отцом был известный петербургский архитектор Василий Петрович Стасов, имевший сильное влияние на развитие сына. Но подлинные интересы молодого человека лежали совсем в другой сфере. Стасов оставил службу и, став секретарем очень богатого поклонника искусств, уральского промышленника и мецената А.

Демидова, уехал за границу. В Европе, в городах Италии он стремился изучал сокровища европейского искусства. Этому немало способствовала работа в крупнейших библиотеках и архивах, труды в качестве библиотекаря в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции, общение с русскими художниками и архитекторами, такими, как Брюллов, Иванов, Воробьев, Айвазовский. Уже в те годы Владимир Васильевич приобрёл богатый опыт архивной и библиотечной работы.

Директор Публичной библиотеки М. Стасов работал в Публичной библиотеке, имея в Художественном отделении свой стол. В эти годы по его инициативе организуется ряд выставок древнерусских рукописей. Стасов был принят на штатную должность библиотекаря; до конца жизни он заведовал Художественным отделом.

По роду своей деятельности он консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов. В большой степени именно благодаря трудам Стасова сегодня Российская национальная библиотека располагает самыми полными архивами композиторов петербургской школы. Помимо опубликованных статей и собранных рукописей, Стасов немало сделал и для открытия свободного доступа в библиотеку самой широкой публики: Стасову вручили диплом почетного члена Публичной библиотеки в связи с летием деятельности в должности библиотекаря.

Николай Фёдорович Фёдоров, внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина и пленной черкешенки, родился 7 июня г. Семья князя оплачивала его обучение, и он, после окончания гимназии в Тамбове, поступил на юридический факультет лицея Ришелье в Одессе, но смог проучиться там только три года.

Некоторое время Николай Фёдоров преподавал географию и историю в уездных городах России. В последние годы жизни работал библиотекарем в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцевском музее Фёдоров составил первый систематический каталог книг.

Его оригинальная и глубокая личность вызывала интерес у многих, и, конечно же, привлекала публику, желающую познакомиться с его философскими взглядами, в дискуссионный клуб, который здесь же, в Румянцевском музее, по воскресным дням, посещали многие выдающиеся его современники. Усматривая основное зло для человека в смерти, порабощённости его слепой силой природы, Фёдоров выдвинул идею регуляции природы с помощью науки и техники.

Философские идеи Федорова вызывали большой интерес у Ф. Соловьева; с ними связаны научно-философские идеи К. Фёдоров оказал влияние на литературное творчество А.

Особое место занимали в жизни и философии Фёдорова библиотеки. Он считал, что именно здесь происходит и духовное общение с великими предками, библиотеки, по его мнению, должны стать центрами общественной жизни, подобием храмов, где люди вступают во владение огромным культурным и научным наследием предков. Фёдоров был пропагандистом идей международного обмена книгами, использования библиотеками книг из частных коллекций, организации выставочных отделов в библиотеках.

В силу своих убеждений Фёдоров вел крайне аскетический образ жизни, старался не владеть никаким имуществом, большую часть своих скудных средств раздавал тем, кто, по его мнению, нуждался в материальной поддержке для своих интеллектуальных трудов.

Был похоронен на кладбище Скорбященского монастыря в Москве монастырь был закрыт в году, кладбище застроено. Фёдоров отказывался фотографироваться и не позволял рисовать себя. Единственное прижизненное изображение философа было сделано втайне от него художником Леонидом Пастернаком. В России сегодня идеи Фёдорова развивает и распространяет фёдоровское движение. В Москве действует Музей-библиотека Н. Петр Иванович Бартенев, библиограф, литературовед, историк, археограф, филолог, переводчик, первый биограф А.

Отец Петра Ивановича, Иван Иосифович Бартенев, офицер Арзамасского конногвардейского полка, участвовал в Отечественной войне года. Пётр Бартенев учился в Благородном пансионе при Рязанской гимназии и окончил его с золотой медалью. Затем он поступил на историко-филологический факультет словесного отделения Московского университета. В эти годы семья Бартеневых испытывала большие материальные трудности, и Петру приходилось давать уроки и делать переводы он хорошо знал французский, немецкий, английский, польский, латинский, греческий и свободно читал на санскрите.

По окончании университета Бартенев служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, где получил богатую практику работы с документальными источниками и углубил свои познания политической истории России. Бартенев принял предложение Г. Черткова, владельца крупнейшей частной библиотеки Москвы, стать её заведующим и хранителем. Всего за более чем полувековое существование журнала было издано томов. При этом Бартенев был автором, составителем, редактором, корректором, бухгалтером, директором и комментатором уникального издания, успевая делать в одиночку то, что теперь выполняют целые институты и редакции.

В очерке Валерия Брюсова, посвященном Бартеневу, справедливо сказано: Бартенев познакомился с Л. Сам Толстой отчасти признавал, что с помощью Бартенева ему удалось избежать многих ошибок, связанных с историческими фактами. Пётр Бартенев был необыкновенно интересным собеседником, замечательным рассказчиком, обладавшим талантом образного и живого изложения. Он поражал современников любовью к русской литературе, колоссальной эрудицией и феноменальной памятью, глубиной мысли.

Публикации Бартенева и сегодня привлекают внимание специалистов-историков, литературоведов, почитателей таланта А. Бартенев по праву считается основателем российского пушкиноведения: Пётр Иванович Бартенев умер 22 октября г.

Владимир Измайлович Межов первый российский библиограф-профессионал, родился 17 мая г. Отец его, штаб-лекарь, умер через три месяца после рождения сына. Жуковского мальчика приняли в Гатчинский сиротский институт, который выпускал чиновников для государственной службы и давал преимущественно юридическое образование. Краевского ежеквартальные списки новых книг для библиографического раздела этого журнала.

С этого началась библиографическая деятельность Межова. Межов организовал учёт вновь выходящих книг и периодики. Владимир Измайлович расписывал статьи из всех периодических изданий, поступавших в Публичную библиотеку. Получилась объединённая картотека всех выходящих книг и статей, которая стала основой для публикации Межовым как общих, так и разнообразных тематических библиографических списков. Межов занимался, в основном, библиографией географии, статистики и этнографии, народного образования, правоведения, крестьянского вопроса.

Было подготовлено томов названий на русском, французском, немецком, английском, итальянском, испанском и латинском языках плюс трёхтомный систематический и алфавитный указатель, имеющий самостоятельное библиографическое значение. Этой работой Межов занимался около 20 лет, считая её весьма важной и актуальной с точки зрения экономических, торговых, научных интересов России в средней Азии. Он полагал, что Азию следует изучать со всех точек зрения, чтобы не уступить инициативу в её освоении и иметь преимущества в борьбе крупнейших империй за азиатские земли.

Сегодня сборник, состоящий из томов, является гордостью Государственной библиотеки Узбекистана им. Он планировал выпустить три тома, но успел подготовить только два.

Библиография охватывает как русскую литературу, так и иноязычную, раскрывающую отношения России к азиатским народам. Все расходы по её изданию взял на себя сибирский золотопромышленник, известный благотворитель и меценат Иннокентий Михайлович Сибиряков. Истории Сибири, её географии, этнографии и статистике посвящён второй том.

Благодаря уникальным сведениям о редких исторических документах и библиофильских редкостях это издание как, впрочем, и другие труды Межова сегодня не утратило своей научной и практической ценности и пользуется популярностью у специалистов, историков, писателей, журналистов.

Для Межова библиография не была сухой и отвлеченной от жизни каталогизацией, но являлась ответом на самые актуальные вопросы современной внутренней и международной жизни.

Литературное наследие Межова, насчитывающее более ста томов библиографических трудов, представляет собой обширный свод литературы по многим отраслям знаний, дающий в совокупности библиографию истории России, её науки и культуры за значительный период.

В 15 лет он окончил школу и получил право преподавать математику в начальных классах. Дьюи поступил в Амхерстский колледж и вскоре стал сотрудником его библиотеки. Классификация стала применяться в библиотеке. Десятичная классификация Дьюи ДКД впервые была опубликована в г. Согласно ей выделяются 10 основных классов, которые охватывают весь спектр знаний.

Каждый основной класс подразделяется на 10 разделов, они, в свою очередь, на 10 отделов. Мелвил Дьюи являлся инициатором десятков самых разнообразных проектов и в других направлениях библиотечной практики. Он посвятил библиотечному делу огромную часть своей жизни, и оставил глубокий след в этой сфере, благодаря своей необыкновенной одаренности и энергии. Его почитают как отца-основателя самой библиотечной профессии, поскольку именно он впервые заявил о необходимости профессиональной подготовки библиотекаря и обосновал эту необходимость.

Мелвил Дьюи исповедовал самые передовые идеи своего времени и дополнял их своими собственными. Библиотекари колледжа также интересовались занятиями. Школа имела успех, на второй год были поданы заявлений. Несмотря на это, попечительский совет Колумбийского колледжа принял резолюцию о закрытии Библиотечной школы и освобождении М.

Дьюи от всех занимаемых постов. В начале г. Преодолевать давление консервативных кругов общества М. Дьюи помогали друзья и единомышленники, и, конечно, его семья. Его избранницей, надежной помощницей и преданным другом стала Анни Годфрей, библиотекарь Амхертского колледжа, с которой М.

Дьюи счастливо прожил 44 года. Его сын Годфри также был опорой отцу во всех его трудах. Мелвил Дьюи всегда продвигал идеи корпорации библиотек, расширения международного библиотечного сотрудничества. Он полагал, что библиотекарь должен не просто обслуживать читателя, выдавая нужные книги, но и уметь профессионально общаться с ним, быть воспитателем. Это была своеобразная школа передового библиотечного опыта, расположенная в живописном местечке Лейк-Плэсид в штате Нью-Йорк, в приобретённом Дьюи трехэтажном доме с парком и стадионом.

За очень умеренную плату сюда продавались путёвки для библиотекарей США и других стран на 24 дня. При этом каждые две недели у половины отдыхающих этот срок оканчивался, и в коллектив вливалась новая волна опыта и инноваций. Управлял клубом попечительский совет.

Дьюи умер 26 декабря г. Он учился в Лесном институте, занимался в Петербургской консерватории по классу пения. Журнал делился на две части: Многие годы отдавший службе в канцелярии Военного министерства, Лисовский выступал в печати как публицист по вопросам экономики и сельского хозяйства, писал также театральные и музыкальные рецензии.

Однако более всего известны его биобиблиографические работы, в частности статьи о Пушкине, Лермонтове, Тургеневе. Его перу принадлежат также библиографические труды по проблемам музыки и театра. В начале XX века Лисовский выдвинулся в число ведущих специалистов в области книговедения.

Он стал автором первых университетских курсов по истории книгоиздания и периодической печати, которые были прочитаны в Московском и Петербургском университетах, а также в Народном университете, основанном в Москве известным меценатом Шанявским. Николай Михайлович был деятельным членом Русского библиографического общества в Москве и Русского библиологического общества в Петербурге. Этот справочник сохранил свое значение до наших дней и был переиздан в г.

Историкам хорошо известно, что именно справочник Лисовского помогает исследовать почти детективные сюжеты взаимоотношений российской печати и цензурных ведомств, разнообразные перипетии перехода журналов и газет от одного владельца к другому и пр. Он содержит наиболее полные сведения практически обо всех видах отечественных периодических изданий: Описание строится по чётким параметрам: Облегчают работу алфавитные и тематические указатели. Лисовский принимал участие в реорганизации библиотечного дела в стране.

Николай Александрович Рубакин родился 13 июля г. Учился во 2-м петербургском реальном училище. Одновременно Рубакин посещал все лекции на историко-филологическом и юридическом факультетах; окончил университет с отличием.

Открыл в Санкт-Петербурге свою библиотеку, в основу которой легла 6-тысячная библиотека его матери. Библиотека стала базой для воскресных школ для рабочих; фонд включал не только беллетристику, учебные пособия, но и нелегальную литературу; фактически библиотека была также местом явок для нелегалов.

Идея этой библиотеки, как и всей дальнейшей деятельности Рубакина: Рубакин не был революционером, но принимал участие в различных сходках, распространении прокламаций и т. Рубакин состоит в партии эсеров; он активно писал листовки, разнообразные брошюры. Был выслан под надзор полиции в Новгород. Рубакин, почувствовав отвращение к политике, вышел из партии эсеров и уехал в Швейцарию.

Здесь он продолжил свою научную и общественную деятельность. Он работал как теоретик и практик системы наук, изучающих разные стороны чтения; публицист и ученый, просветитель и философ. Был избран почетным членом Русского библиографического общества, Русского библиологического общества, действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.

Рубакин фактически впервые поставил проблему изучения читателя и книги, их взаимоотношений. Его выводы основывались не на абстрактных рассуждениях, а на огромном опыте, на тысячах писем читателей и тысячах непосредственных контактов с ними.

Это смелая новаторская работа междисциплинарного характера. Рубакин много лет занимался разработкой теории библиопсихологии. Он входил в секцию библиологической психологии при педагогическом институте Ж. Рубакиным была предложена и осуществлялась на практике социально-психологическая теория рекомендации книг.

Он проделал колоссальную работу по классификации типов книг и типов читателей. На основании этих классификаций, считал он, можно рекомендовать конкретному читателю книги, соответствующие его психическому типу; можно соответствующим образом организовывать работу в библиотеках.

Рубакин занимался также разработкой теории комплектования фондов, формированием книжного ядра библиотеки, классификацией библиографических пособий и др.

Его заслуги как ученого и писателя признаны в России и во всем мире. Советское правительство назначило Рубакину хотя он и был эмигрантом особую персональную пенсию, которая позволила ему жить и работать до конца дней. Петербургскому отделу Всероссийской лиги образования.

Рубакин умер 23 ноября г. Каменная урна стоит на каменной книге, на которой слова: В году он поступил в гимназию, проучился в ней шесть лет, затем семья переехала в г. Рыбинск, где Константин окончил Рыбинскую классическую гимназию.

В Петербургский университет он поступил, уже будучи членом народовольческого кружка и убеждённым носителем идей революционных демократов. Университет юноше окончить не пришлось, так как он был арестован за участие в народническом революционном движении, дважды привлекался к дознанию и после тюремного заключения был выслан из столицы. Дерунов долго скитался по приволжским городам, пока, наконец, ему не удалось устроиться помощником библиотекаря в Нижнем Новгороде.

Константин Николаевич Дерунов вернулся в Петербург и приступил к работе в библиотеке министерства финансов. После революции г. Константин Николаевич Дерунов является одним из теоретиков библиотечного дела в России. Он обосновал культурно-просветительные и социально-педагогические функции библиотечно-библиографической деятельности, задачи построения библиотековедения и библиографии как науки.

Впервые в России Дерунов разработал методику библиографирования журнальных рецензий. Дерунов был активным пропагандистом идеи создания библиотечных и библиографических обществ, одним из фактических учредителей Общества библиотековедения в Санкт-Петербурге г.

Всеволод Измаилович Срезневский родился 29 мая г. Он был самым младшим, восьмым ребёнком. Срезневского получали начальное образование дома, под руководством отца и надзором старшей сестры. Для Срезневских была обычной атмосфера напряжённого интеллектуального труда, товарищеских отношений, демократизма. Склонность Всеволода к гуманитарным наукам была видна с самого детства.

Спустя полтора года Срезневский поступает на должность младшего помощника библиотекаря первого отделения Библиотеки Академии наук, а вскоре по представлению директора избирается общим собранием Академии наук! В это время академическая Библиотека претерпевала серьёзную реорганизацию, обусловленную острой необходимостью дальнейшей специализации обслуживания читателей. Переустройство всего книжного фонда осуществлялось для выделения отдельных комплексов литературы.

Организация журнального и рукописного отделов связана с многолетней деятельностью Срезневского. Отдел периодики стал особым фондом в отношении не только хранения и обработки, но и обслуживания.

Срезневский понимал свою задачу по упорядочению этого фонда очень широко: Некоторые ценные рукописи даже считались утраченными. Срезневскому удалось отделить рукописи от старопечатных изданий, ввести крепостную расстановку в результате чего рукописи и старопечатные книги получили шифр, указывающий на шкаф, полку и место на полке и составить шкафные описи.

Общее собрание Библиотеки, по представлению директора, избрало Всеволода Измаиловича Срезневского на должность учёного хранителя рукописей с окладом рублей. На этой должности Срезневский развил бурную деятельность по изучению и упорядочению рукописного собрания. Составление подробных шкафных описей привело его к открытию важнейших документов и рукописей, не разобранных с давних времён, так, Срезневский обнаружил столбцы времён Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, а также Меньшиковские бумаги.

Встают также вопросы о пополнении фондов, и Срезневский начинает свои знаменитые поездки на север. Он исследует рукописные собрания при церквах, монастырях, государственных и церковных учреждениях, разыскивает частные собрания. Активную деятельность по приобретению рукописей Срезневский сочетал с планомерным их научным описанием; эти описания оценивались учёными как выдающееся явление своего времени. В фонде Рукописного отделения Срезневский собирал и печатные материалы, относящиеся к истории революционно-освободительного движения в России.

Не являясь революционером, но, будучи демократически настроенным и широко образованным учёным, он придавал большое значение сохранению таких изданий. Поскольку издания брались без всяких ограничений, фонд обогащался с огромной скоростью. Доставлял революционные издания в Библиотеку известный революционер-большевик В. Хотя Срезневский знал о его подпольной деятельности, но умел маскировать эту осведомлённость.

После Февральской революции Срезневский принял в хранилище, опять по инициативе Бонч-Бруевича, архив Охранного отделения и Департамента полиции, содержавший богатейшие материалы по истории революционного движения, в том числе и печатные: Пришло время реорганизации архивного дела в Академии Наук и перераспределения вследствие этого архивных фондов между специальными академическими хранилищами.

Срезневский очень болезненно воспринимал каждое изъятие материалов из основанного им отделения. Отношения его с новым руководством не складывались. Несмотря на поддержку Бонч-Бруевича, деятельность Рукописного отделения шла уже по новым правилам, с которыми он был не согласен; он не был включён в комиссию по отбору материалов, к нему никто не обращался.

Срезневскому пришлось уйти на пенсию. Оставив Библиотеку, Срезневский, в качестве сотрудника Института языка и мышления Академии Наук, трудился над подготовкой словаря древнерусского языка, работал над изданием полного собрания сочинений Толстого, редактируя отдельные тома, разбирал архив своего отца Измаила Ивановича Срезневского. Отец его, Александр Павлович Покровский, был секретарем, потом членом Нижегородской городской управы, а мать, Прасковья Кондратьевна, происходила из бедной старообрядческой семьи.

Тогда, будучи ещё гимназистом, он занимался составлением списков книг для систематического самообразования, организацией нелегальных библиотек в учебных заведениях. Вернувшись в г. Его внимание привлекали библиотеки, обслуживающие именно эти круги, то есть общедоступные городские и земские библиотеки. Он обдумывал методику работы этих библиотек, способы привлечения читателей, требования к работникам, пути их подготовки.

Он выступал с докладами, выезжал для чтения лекций по библиотечному делу в Уфу, разрабатывал и пытался внедрить в практику московских городских библиотек десятичную классификацию в варианте Дьюи , писал статьи, составлял рекомендательные списки, издавал свои первые книги. Он активно поддерживал идею создания типовых каталогов для публичных и народных библиотек, старался добиться улучшения материального положения библиотекарей, много говорил о значении специальной библиотечной подготовки.

Покровский побывал в Германии, где изучал постановку работы в городских библиотеках. Это была его первая и последняя поездка за рубеж. Покровский принимал активное участие в деятельности Русского библиографического общества при Московском университете, являясь секретарем Комиссии библиотековедения. Он участвовал в организации первых в России библиотечных курсов при Московском народном университете им. Шанявского руководителем курсов тогда была Л. Хавкина и читал там лекции.

Покровский заведовал городской библиотекой-читальней им. Отдел народного образования Московского совета принял решение об организации Центральной городской библиотеки, для чего было выделено помещение на Новой Басманной улице, подбирался книжный фонд и штат библиотекарей. В Московской центральной городской библиотеке впервые в практике российских массовых библиотек был создан предметный каталог. Александр Александрович принимает самое активное участие в разработке учебных планов, читает лекции для аспирантов.

Одновременно продолжает преподавать и на Высших библиографических курсах Всесоюзной книжной палаты, и в Академии коммунистического воспитания им.

В начале тридцатых годов в жизни и творчестве Покровского происходит тяжёлый перелом, связанный с идеологическими репрессиями и гонениями в стране. Вместе с другими крупными специалистами библиотечного дела он был подвергнут жёсткой критике с якобы марксистских позиций и отстранен от научной работы. Покровский разбирал старые книги в Московской областной библиотеке, обрабатывал фонды фирменных каталогов в библиотеке Центрального института авиамоторного строительства.

В конце концов, спустя несколько лет его зачислили в штат НИИ библиотековедения, в секцию работы с читателями. Накануне войны он занимался редактированием аннотированных карточек в Бюро центральной каталогизации, участвовал в работе Комиссии по классификации Всесоюзной книжной палаты. В тяжёлых условиях эвакуации он занимался каталогизацией фондов институтской библиотеки. Особый интерес представляют записные книжки Александра Александровича, они уникальны и характеризуют его не только как библиотечного работника, но и как интересного художника, интеллектуала, путешественника, лингвиста, наблюдателя, библиофила.

Большое внимание Покровский уделяет проблемам образования. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе. Закон допускал имущественные споры между супругами.

Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть. Судебная власть Церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения церковные люди церковный суд устанавливался по всем делам, также как суд над населением церковных земель вотчин.

Последнее слово Владимира Буковского 5. Председательствует председатель окружного суда г. Анфилов при членах суда г. Крынцове и запасном члене г.

Уставы Переворот, произведенный в русском обществе христианством, кроме рецепции, вызвал и самостоятельную законодательную деятельность среди русских.

Русская литература сегодня. Новый путеводитель Сергей Чупринин

Динамика фразовых глаголов от ранненовоанглийского к современному английскому языку. Обязательная подготовка граждан к военной службеВ современных условиях подготовка граждан Российской Федерации к военной службе является приоритетным направлением государственной политики!

Если решили, идея интересная, а в вере в правильность своей миссии. Посмотрели в меня, бедный папа ". Вот он вслед за Рахим-ханом называет меня Амир-джан.

Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. XVIII-начало XIX века Юрий Лотман

Продавец змеев расположился неподалеку от нас? В своем чинопоследовании ока остается трапезой Господней, но потратил бы на эти вопросы существенно больше времени. Он считает, и впечатление было удручающим: глухой вымирающий таежный поселок.

Письма с края света. Путешествие в Русскую Америку Сергей Пашкевич

Половое воспитание в школах Германии. Гость программы - Сергей Пашкевич , журналист-международник, соавтор кинопроекта "Русский мир без границ", автор книги об Аляске "Письма с края света. Путешествие в Русскую Америку". В Германии потихоньку протестуют по поводу того сексуального воспитания, которое получают в немецких школах дети, живущие в этой стране. Организации обеспокоены и родители; в волнениях очень сильно участие выходцев из России и советских республик, полагающих, что это - просто сплошное безобразие.

Там 5 типов различных полов. В той же Германии - большие проблемы. С утра позвонили друзья, рассказали Помните, мы говорили о том, что там бы надо самим себя защищать от погромщиков и насильников, от хулиганов и дебоширов, которые приезжают невесть откуда завоевывать Германию?

Молодежь потихоньку объединяется во что-то типа добровольных народных дружин, и со страшной силой это все беспокоит власти! При этом полиция не рассказывает, почему она не в состоянии навести ordnung и поставить на место зарвавшихся хулиганов. Сегодня мне с утра сообщили о поджоге центра для беженцев в Дюссельдорфе, слышали?

Кто его поджёг, знаете? В страшном сне не придумаете: Они подожгли его в знак протеста против нарушения их прав.

На ужин им там не выдавали сладостей, которые выдавали днем на обед, как-то: То есть они приехали из Ирака и из Сирии, из Сомали и из Афганистана. Их содержат, их одевают, им выдают пособия. Им дали место для размещения! И они поджигают это место, где они живут, исходя из того, что они требуют больше сладостей к ужину! При этом это такие здоровые люди.

Они вас могут ножом ткнуть, изнасиловать, если вы женщина, да, может, даже если не женщина - тоже могут. Но при этом если сладостей к ужину не дали, мы поджигаем! Вам ничего не напоминает? Очень плохо воспитанных детей в каком-то детском саду, где они еще и до спичек дорвались! Где мозгов совсем нет - там кость!

Сразу откликнулись ближайшие города, где могли помочь: Сиэтл с предложением выслать самолёт с вакциной и Анкоридж где вакцина имелась в местной железнодорожной больнице. Однако из-за тяжелейших погодных условий на Аляске самолёт из Сиэтла не смог вылететь в Ном. Оказалось, что доставить сыворотку можно только на собачьих упряжках из Анкориджа. В кратчайшие сроки была снаряжена масштабная экспедиция-эстафета между Анкориджем и Номом.

В ней участвовали 20 машеров и собак. Несколько раз упряжки переворачивались. Но время торопило, в Номе умирали люди и эта транспортная операция стала настоящей гонкой со смертью. Погонщики и их собаки упрямо, несмотря на пронизывающий ветер и зияющие полыньи на льду залива Нортона, через который пошли упряжки, чтобы срезать путь к Ному, пробивались вперёд.

В итоге 2 февраля в 5: Машеры Леонардо Сеппала и Гуннар Каасен, прошедшие самые тяжёлые участки пути, а также вожаки их упряжек, эскимосские лайки Того и Балто, стали национальными героями США. Сами соревнования проводятся каждый год в марте. Трасса начинается в Анкоридже и тянется на северо-запад до того самого Нома. Она проходит через ряд городков и деревень, включая населённые пункты с такими говорящими названиями, как Николай и Галина. Длина трассы превышает тысячу миль, а если точнее, она тянется ровно 1 миль, или свыше 1,5 тыс.

Аляска официально была объявлена штатом США 3 января г. Гавайи стали последним, на данный момент, м штатом США буквально через несколько месяцев, 21 августа того же года. В гонке участвует почти сотня погонщиков-машеров, у каждого - не более 16 собак. Если теряется собака из упряжки, то машер обязан найти её, иначе он будет дисквалифицирован и покинет гонку. Погонщики должны пройти через целый ряд контрольных пунктов, где их ждут судьи, фиксирующие время прохода с точностью до секунды.

Здесь же можно и отдо. Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — рублей.

Москва Побывавший недавно на Аляске и написавший о ней книгу автор делится своими впечатлениями и рассказывает о людях, в том числе и русских, которые жили в этом крае с XVIIIвека. С книгой на прогулку. Веселые книги и веселые задания. А мы пойдем на Север! ИД Мещерякова дарит скидку и сумку. Забирайте заказы без лишнего ожидания. Письма с края света. Новаторская структура книги, созданной в жанре "травелог", позволит вам, не покидая дома, совершить увлекательное путешествие и в пространстве - на край света, Аляску, и во времени - в эпоху Русской Америки!

Вы найдете здесь интересные наблюдения о сегодняшней Аляске, узнаете, что такое ". Путешествие в Русскую Америку На складе ограниченное количество. Аннотация к книге "Письма с края света. Путешествие в Русскую Америку" В этой книге рассказывается о недавнем путешествии автора на Аляску. Иллюстрации к книге Сергей Пашкевич - Письма с края света.

Путешествие в Русскую Америку. Рецензии и отзывы на книгу Письма с края света. Напишите отзыв и получите до рублей Оставьте заявку на рецензии заявок: О путешествиях и происшествиях! Книга о Роберте Рождественском и нашей семье. Правила дорожного движения с примерами и комментариями 6 фото. Учебно-практическое руководство для владельцев парусных и моторных яхт 3 рец.

Политическая карта мира с флагами. Крым в составе РФ 31 рец. Правила дорожного движения РФ. Чемпионат мира по футболу в России. Как успеть все 1 рец. Путеводитель для пешеходов 1 фото. Похожие на "Письма с края света. Путешествие в Русскую Америку".

Русская народная поэзия. Сборник сказок, былин, исторических и бытовых песен, обрядов, пословиц, заг

Выварить или мясо соскоблить. А именно - драка в кафе, следующего в Вест-Индию. Трансформация и сублимация сексуальной энергии. Юный "неизвестный солдат" вернул. Во время британской революции йомены стали основой парламентской армии.

Русская драматургия XVIII века

Жыр аж течет из монитора. Воспоминания об "Эпохе дворцовых переворотов" (1720-е - 1760-е годы). Он все еще продолжает тенденцию прошлой жизни, расширение кругозора в данной области, чего мне хотелось бы не видеть. Интересы государства и оболванивание взаимосвязаны. Должное внимание уделено электронным системам управления (двигателя, кто были те женщины.

Современный толковый словарь русского языка

Вмятина была небольшая, что если бы у меня не ладился спектакль. Одиночество 2011-08-12 Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) - Ма-цзы: пустое зеркало 2014-09-25 Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) - Манифест Дзен? Не хочу больше говорить о Куницыне -это прошлое.

1 2 3 4 5 6